Отец Павел: «Лучшая проповедь – собственная жизнь»

Отец Павел: «Лучшая проповедь – собственная жизнь»
Отец Павел: «Лучшая проповедь – собственная жизнь»
Фото: www.kopok.ru


Начало нового года ознаменовано важными церковными праздниками: 7 января православные отмечают Рождество Христово, на 19 число приходится Крещение.

О том, какое значение несут эти религиозные праздники и как настроить свою жизнь в соответствии с законами бытия, мы беседуем с отцом Павлом (в миру - Павел Маруха), настоятелем Храма святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских.

- Отец Павел, Храм Петра и Февронии в Старокамышинске был открыт для прихожан почти 4 года назад. Можно ли сказать, что он занял свою нишу в православной жизни города?

- В поселке Старокамышинск много лет действует православная община, и жители пожелали, чтобы на его территории был свой храм. 25 августа 2013 года в нем была отслужена первая Божественная Литургия.

Стоит сказать, что от заложения первого камня до возведения здания церкви прошел всего год. Строили поистине «всем миром», спонсоров у поселковой общины не было. Все, что сейчас есть на территории храма, сделано руками прихожан и неравнодушных людей.

Когда возникла идея строить храм, было много мыслей, именем какого святого его назвать. Первоначально было мнение посвятить его почитаемому у нас на Руси Николаю Угоднику. Но в итоге решили дать имя в честь святых Петра и Февронии. Этому решению предшествовал ряд знаменательных событий. В них мы увидели своеобразный Божий промысел. Накануне из города Мурома нам в дар привезли икону Петра и Февронии, а благословение на строительство храма правящим архиереем было дано 8 июля – в день памяти этих святых. Кстати, храм во имя Петра и Февронии – единственный в Челябинской епархии.

- Сколько прихожан в вашем храме? Много ли среди них молодых?

- В наш храм приходят жители поселков Старокамышинск, Бажово, Октябрьский, центра Копейска, также приезжают из Челябинска.

На воскресные службы постоянно приходят порядка 70-80 человек, и признаться, в такие дни в храме становится тесновато. Поэтому планируем в ближайшие годы построить храм больше и уже из камня.

Отрадно, что почти половина из наших прихожан – молодые люди, которым интересно заниматься в нашем клубе семейного общения. Молодежь принимала участие в строительстве храма и сейчас занимается благоустройством территории. Это очень активные и отзывчивые люди. Мы часто устраиваем совместные вечера с чаепитием, паломнические поездки, регулярно ездим помогать в монастыри не только Челябинской, но и других епархий.

За пожилыми прихожанами тянутся уже внуки, поэтому мы организовали при храме работу воскресной школы для детей.

- Как вы пришли к вере? Какой путь должен пройти человек, чтобы иметь право быть духовным наставником другим людям?

- Я сам не сразу пришел к православной вере. Крестили меня в пять лет на Украине, когда я гостил летом у бабушки в селе. Как-то к соседям тайком приехал священник крестить маленькую девочку. С ней и меня заодно окрестили. В советское время религиозность не поощрялась. Моя бабушка была верующей. Я часто видел, как она молилась перед иконами в углу своей маленькой хатки. А я, как многие в то атеистическое время, шел по пути совсем не духовному – октябрьское звено, пионерия, комсомол...

После школы пошел работать на завод, потом проходил срочную военную службу, поступил в военное училище – на специальность «Инженер по радиоэлектронике». После окончания училища попал служить в Карталинскую ракетную дивизию. Служил в полку, ездил на боевые дежурства. Но, когда я уже входил в зрелый период жизни, произошел развал Советского Союза. Страна была на перепутье, и я в то время находился в поисках истины и смысла жизни. Я стал много читать религиозной - не только православной, но и изотерической литературы. И честно говоря, зашел в определенный жизненный и духовный тупик. Но, видимо, семечко православной веры, посеянное в меня в далеком детстве, ждало благоприятного времени и обстоятельств, чтобы взойти.

Уже были на исходе 90-е годы, и я поехал в очередной отпуск к родственникам на Украину. Я должен был выйти в Харькове, но что-то мне подсказало ехать дальше – и я направился в Киево-Печерскую Лавру. Мне приходилось там быть в 1980 и в 1986 годах. Меня тянуло туда, как к чему-то родному и близкому. Там, в пещерах, где покоятся мощи святых, я ходил по лабиринтам. Недалеко от себя в одном из лабиринтов, я увидел женщину с дочкой, которой было лет 18. Они только пришли. Девушка была, видимо, духовно больна – одержима, как говорят. И то, что я увидел и услышал, когда девушка прикладывалась к мощам одного из святых, расставило все на свои места. Тогда я увидел и услышал, кого действительно «бесы боятся и трепещут». Все сомнения о выборе правильного пути рассеялись. Я понял, что православие дает истинный путь спасения.

По возвращении из отпуска начал ходить в храм, из «захожанина» стал прихожанином. Меня поставили чтецом на клирос, потом взяли в алтарь пономарем. Когда вышел на пенсию - благословили стать священником. Первоначально хотел поехать в Белгородскую или Курскую области, поближе к родственникам на Украине. Но решил остаться   на Урале. Уже 12 лет живу в Копейске, служу священником: сначала в храме Покрова Пресвятой Богородицы, теперь в Старокамышинске – в храме Петра и Февронии, в Вахрушево – в храме Рождества Христова, в ФБУ ИК-11 поселка Железнодорожного – в храме преподобных старцев Оптинских (тюремный храм).

- В последнее время православие обретает популярность. Что это: модный тренд или реальное обращение людей к вере?

- Я не скажу, что православие стало модным трендом. Это ведь не хобби, не кружок по интересам. Какой же это модный тренд, если у нас из ста крещеных, в храм ходит один. А многие «христиане» и крест на себя при людях наложить стыдятся. Православная Церковь – это ковчег, на котором мы плывем по волнам житейского моря к своему спасению в вечности. Таинство крещения – это первый шаг ко спасению, а далее человек должен упорно трудиться в лоне Церкви, прибегая к ее таинствам. Вне Церкви без таинств человек не спасется. А у нас многие «христиане» в храме за свою жизнь были два раза. Первый - когда в детстве крестили, а второй – когда принесли отпевать.

Нынче любят больше мирское - духовное тяготит. Поэтому и в храм не ходят. Я считаю, что отношение к вере стало потребительским. Последние 25 лет в нашей стране и в мире сознательно воспитывается потребительское общество. Даже в годы атеизма советские люди были более патриотичны, уважали старших, помогали ближним, ответственно относились к труду. Все благодаря духовной закваске наших православных предков.

Сейчас ребенку еще годика нет, а ногти у девочки накрашены, на ней - дорогие платья, украшения, у маленьких детей - игрушки за несколько тысяч, продвинутые сотовые телефоны. Из детей делают идолов, воспитывая в них сызмальства иждивенчество, эгоцентризм.

Большинство приходит в храм получить «духовные услуги». Был как-то пару лет назад в Дивеево. Перед рамкой с мощами Серафима Саровского служили молебен. Меня попросили помочь читать записки с прошениями. Что же просили люди? Кто просил автокредит, кто ипотеку, кто дом или машину продать, дочку замуж выдать… Изредка просили мира на Украине. А спасение души никому не нужно было. Вот такое у нас сейчас православие. Христос стал не целью, а средством достижения земных наших желаний и потребностей. Где-то прочитал, что беда наша не в дураках и дорогах, а в том что к мощам у нас прикладываются миллионы, а к исполнению заповедей единицы. Малый процент людей осознает, как надо жить, чтобы жить праведно. А ведь христианство – это крестоношение, жертвенность.

- Насколько вы аскетично живете? Ведь есть примеры, когда представители духовенства предпочитали пользоваться роскошными и очень дорогими вещами…

- Пастырь должен пасти паству. Горе пастырю, который ищет только своей выгоды, пасет только себя, а об овцах не радеет. Плохо, если об этом служители церкви забывают, но не мне судить об их поступках. Я могу сказать только за себя. У меня небольшая двухкомнатная квартира в старом доме, которую приобрел на жилищный сертификат, полученный по окончанию военной службы. Есть машина, она мне необходима, так как приходы находятся в разных частях города. Авто я взял в кредит и плачу за него из своей военной пенсии.

Материальные вещи – это кандалы, которые нас приковывают к земле. И чем больше мы имеем вещей, тем труднее нам оторваться от земного и посмотреть в небеса. Если Господь дает богатство, то оно должно идти на служение близким, а не для удовлетворения собственных прихотей. Священнослужитель не должен быть чересчур обременен материальным.

В духовной жизни нас поджидает много ловушек. Поэтому  надо быть внимательным и поступать взвешенно, с трезвением. Легче духовно двигаться вперед, если есть опытные духовные наставники. И когда выбираешь наставника, то суди о нем не только по его словам, но и по его жизни. И при этом я убежден, что самая лучшая проповедь – это твоя собственная жизнь.

Многое идет из семьи. Семья – это основа общества и государства. И очень важно оберегать семью, беречь семейные устои, хранить верность, нести ответственность перед родителями, супругами и детьми. Это сейчас актуально. Поэтому наш храм носит имя святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, в память о которых в России уже почти 10 лет 8 июля празднуется День семьи, любви и верности. И, несмотря на то что современные общественные стереотипы, средства массовой культуры зачастую направлены на искажение представлений о семье, любви, заботе, нравственности, есть шанс, что мы научимся отделять зерна от плевел и вернемся к истинным ценностям.

- Каких вы придерживаетесь обрядов и традиций? Окунаетесь ли вы в иордань в Крещение?

- Последние 12 лет я регулярно освящаю купели на копейских водоемах в специально оборудованных для крещенского купания местах. Но сам не окунаюсь в воду.

Крещение – это воспоминание о том событии, когда Господь крестился в водах Иордана. Это один из главных христианских праздников. В этот день освящается вода, которая обретает особые свойства. И эти свойства нам помогают для просвещения ума, укрепления душевных и телесных сил, для покорения страстей и немощей.

Некоторые ошибочно считают, что если раз в год окунуться в крещенскую прорубь, то все грехи прощаются и смываются. Для прощения грехов существует таинство исповеди. И никогда не стоит залезать в прорубь в непотребном виде, а в последние годы я такие вещи часто наблюдаю. Ничего хорошего это не даст, больше вреда будет.

- Соблюдаете ли вы пост?

- Я пост соблюдаю, но не всегда выдерживаю строгий. Выстраиваю свой рацион так, чтобы это не повлияло на мое физическое состояние и позволяло вести службы, выполнять другие мои обязанности. И мой совет читателям: не берите непосильный пост, подходите к нему с умом и творчески. В определенных случаях позволяется послабление поста. Можно о своем посте посоветоваться с духовником.

Мы часто видим, что для некоторых пост превращается в формальность, и совершенно не затрагивает души человека. Пост – один из инструментов духовной борьбы со страстями. Отягощенному телу сложнее противостоять порокам и соблазнам. Важно понимать, что пост – это не диета,  которая требует воздержания в еде и принятия особой пищи, очень важна духовная сторона поста. В эти дни нужно больше времени уделять молитвам, чтению духовной литературы, отказаться от развлечений и творить благие дела. Пост должен стать очередной нашей ступенькой, ведущей вверх по духовной лестнице.

Кстати

На территории Копейского городского округа находятся несколько православных храмов: Храм Покрова Пресвятой Богородицы (центр города), Храм Сергея Радонежского (поселок РМЗ), Храм Петра и Февронии (Старокамышинск), Храм Рождества Христова (Вахрушево), Храм Архангела Михаила (Бажово). Есть церковные приходы в пенитенциарных учреждениях, находящихся на территории округа – в ИК №1, 6, 11, 15.

В настоящее время ведутся работы по возведению церкви в поселке Октябрьский.

Справка

Павел Леонидович Маруха родился в 1962 году в городе Сумгаите Азербайджанской ССР. Окончил Харьковское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск стратегического назначения, имеет звание подполковника запаса. С 1988 по 2005 год служил в Карталинской дивизии ракетных войск стратегического назначения. В 2006 г. окончил Челябинское духовное училище и посвятил себя церковной службе.

 
По теме
В ИК-15 ГУФСИН России по Челябинской области с осужденными проведена духовно-нравственная беседа - УФСИН по Челябинской области Мероприятия организовано в рамках воспитательной работы. В православном храме в честь святого Николая Чудотворца Мирликийского, расположенном на территории ИК-15 ГУФСИН России по Челябинской области,
УФСИН по Челябинской области
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
Троичанин избил знакомого лопатой - Газета Регион Ранее неоднократно судимый 45-летний троичанин после более десяти лет, проведенных в колонии строго режима за совершение преступления с применением насилия, вновь стал фигурантом уголовного дела.
Газета Регион
Дни истории на Южном Урале - ЧГИК 28 марта, во Всемирный день историка, кафедра истории, музеологии и документоведения факультета документальных коммуникации и туризма провела центральное мероприятие проекта «Дни истории на Южном Урале»,
ЧГИК
День малой родины - ЦБС Ашинского района С целью приобщения детей и молодежи к истории и культуре своей малой родины в Симской городской библиотеке №2 был проведен праздник День малой родины «Все о родном городе».
ЦБС Ашинского района